general_skokov (general_skokov) wrote,
general_skokov
general_skokov

Category:

Оценка обстановки в военном деле - часть шестая: доклад для НГШ [генеральная линия]

         Уважаемые читатели, сегодня я завершаю публикацию доклада, подготовленного мною в ноябре 2010 года – тогда я был ВРИО Главнокомандующего Сухопутными войсками России – на имя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России. Большое спасибо за интересные и содержательные комментарии!


Начальнику Генерального штаба
Вооружённых Сил Российской Федерации – первому заместителю
Министра обороны Российской Федерации
генералу армии Н.Е. МАКАРОВУ


Докладываю.

          Изменения в развитии технологий и средств связи и коммуникаций обусловили кардинальные изменения в построении и функционировании систем военного управления.

          Основными тенденциями развития систем управления в вооружённых силах армий ведущих зарубежных стран являются:

          – переход от иерархической (директивной) системы управления к адаптивной в зависимости от условий ведения боевых действий;

          – создание распределённых пунктов управления модульного состава в зависимости от поставленной задачи и условий обстановки;

          – глобализация управления информационными ресурсами в масштабе вооружённых сил и государства. Создание единого информационного пространства;

          – обеспечение гарантированной устойчивости управления за счёт унификации ВВСТ.

          В настоящее время отсутствие новых средств управления в соединениях, воинских частях и подразделениях Сухопутных войск России обусловливает иерархическую организационно-штатную структуру органов управлений и традиционную систему пунктов управления (смотрите приложение 1 "Принципиальная схема существующих пунктов управления тактического звена").
Приложение 1. Принципиальная схема существующих пунктов управления тактического звена.
Приложение 1. Принципиальная схема существующих пунктов управления тактического звена.


          Причём функциональная обособленность пунктов управления начальников родов войск и служб при ограниченных возможностях существующей системы связи  значительно снижают устойчивость управления (смотрите приложение 2 "Существующая система связи"). Основными недостатками аналоговой системы связи являются:

          – жёсткая структура, основанная по радиальному принципу организации связи;

          – низкая пропускная способность каналов связи (до 16 кбит/с);

          – ручная коммутация каналов;

          – низкая разведзащищённость и помехозащищённость.

          Существующая система связи, а также телекоммуникационное оборудование не в полном объёме обеспечивают связь, а также инфокоммуникационные услуги должностным лицам органов управлений бригады в зоне её ответственности.
Приложение 2. Существующая система связи.
Приложение 2. Существующая система связи.

          Вследствие эволюции средств управления произошли кардинальные изменения в развитии средств и технологий управления (смотрите приложения 3 и 4).
Приложение 3. Влияние развития средств связи на систему управления.Приложение 3. Влияние развития средств связи на систему управления.

Приложение 4. Изменение объёмов передачи информации в тактическом звене управления с развитием средств связи.
Приложение 4. Изменение объёмов передачи информации в тактическом звене управления с развитием средств связи.

          Одним из основных направлений является создание адаптивной цифровой системы связи. В ходе проведения КШУ с 5 омсбр ЗВО в октябре 2010 года впервые был успешно апробирован вариант построения такой системы (смотрите приложение 5).

          Для обеспечения управления применялись: 17 комплексных аппаратных связи (КАС), новые цифровые средства радиосвязи СВЧ-диапазона, автоматическая связь между абонентами по протоколам Wi-Fi и Wi Max. Количество КАС определяется количеством подразделений бригады и удобством их обслуживания и охраны. При этом каждая КАС по своим возможностям обеспечивает функции существующих узлов связи.

          Особо следует отметить организацию локальных сетей ячеистой архитектуры (MESH), учитывающих непрерывные подключения и изменения конфигурации сети при возникновении проблем (неисправный (поражённый) узел или блокированный путь), автоматический выбор оптимального пути (от узла к другому узлу, пока не будет достигнут адрес назначения). В сети MESH все узлы связаны друг с другом и  обеспечивают автоматическую организацию связи "каждый с каждым" в зависимости от сложившейся ситуации.

          Новая цифровая система связи обладает существенными достоинствами:

          – отсутствует необходимость развёртывания аппаратных связи (поднятие антенн) при работе в MESH-сети, что значительно повышает разведзащищённость;

          – обеспечивает гибкость построения системы управления в зависимости от условий обстановки и поставленной задачи (создание новых элементов боевого порядка в ходе боя);

          – повышает устойчивость к огневому и радиоэлектронному воздействию средств противника;

          – автоматически предоставляет инфокоммуникационные услуги на всех уровнях управления.
Приложение 5. Цифровая система связи ЕСУ ТЗ, обеспечивающая вхождение в единое информационное пространство Вооружённых Сил России.
Приложение 5. Цифровая система связи ЕСУ ТЗ, обеспечивающая вхождение в единое информационное пространство Вооружённых Сил России.

          Применение средств автоматизации и изменившиеся возможности по управлению войсками выдвигают новые требования и определяют необходимость изменения системы управления, в том числе и пунктов управления.

          Пункты управления бригады предлагается строить с учётом:

          – выполнения требований к управлению войсками;

          – создания определённых условий для обеспечения их функционирования (организация информационного обеспечения; охрана; обслуживание и обеспечение жизнедеятельности).

     В настоящее время унификация технических средств позволяет создавать типовые модули управления.

     В ходе командно-штабных учений исследовалось применение унифицированной техники управления. В приложении 6 представлен перечень функционально однотипной техники ЕСУ ТЗ, способной обеспечить автономное решение задач управления в подсистемах.
Приложение 6. Перечень функционально однотипной техники ЕСУ ТЗ, способной обеспечить автономное решение задач в подсистемах.
Приложение 6. Перечень функционально однотипной техники ЕСУ ТЗ, способной обеспечить автономное решение задач в подсистемах.



          В нашем случае функционально однотипные машины позволяют решать задачи управления в полном объёме, что при наличии соответствующего программного обеспечения даёт возможность формирования более 20 взаимозаменяемых модулей управления общевойсковых командиров.

          Под модулем управления предлагается понимать совокупность переносных (носимых), размещённых на базовом шасси, программно-технических средств автоматизации и связи, функционально достаточных для обеспечения автономной работы должностного лица органа управления.

          Технически модули должны быть взаимозаменяемы, иметь возможности быстрой перенастройки под другие функциональные задачи.

          Под пунктом управления предлагается понимать совокупность модулей управления должностных лиц управления, подразделений обеспечения, обслуживания, охраны и обороны, распределённых на местности по решению командира.
Исходя из задач и требований к управлению войсками, в бригаде предлагается иметь командный пункт, состоящий из трёх равнофункциональных пунктов управления, которые могут одновременно решать как одну, так и несколькозадач управления различными видами действий.

          Исходя из условий боевых действий, пункты управления могут быть территориально распределёнными или объединяться в один (два). Необходимую достаточность состава пунктов управления предлагается определять с учётом равномерности распределения оперативного состава при условии 3-х сменного дежурства, а также возможностями замены выходящих из строя средств автоматизации. Состав пунктов управления бригады командир определяет своим решением с учётом необходимых условий для функционирования и возможностью его использования в любом месте зоны ответственности бригады.

          Предварительная работа в Главном штабе Сухопутных войск показывает, что возможно два основных подхода к построению управления бригады (вариант построения систем управления бригады представлены в приложении 7):

          1. Традиционный: командование бригады – начальник рода войск (службы) – командир подразделения – подразделение.

          2. Предлагаемый: командование бригады – командир подразделения – начальник рода войск – подразделение.

Приложение 7. Вариант построения систем управления бригады.Приложение 7. Вариант построения систем управления бригады.


          Вариант второго подхода на примере построения системы управления подразделениями ПВО представлен в приложении 8 "Предлагаемая структура подсистемы управления ПВО омсбр" и в приложении 9 "Сравнение структур управления подсистемы управления ПВО омсбр".
Приложении 8. Предлагаемая структура подсистемы управления ПВО омсбр.Приложении 8. Предлагаемая структура подсистемы управления ПВО омсбр.


Приложении 9. Сравнение структур управления подсистемы управления ПВО омсбр.Приложении 9. Сравнение структур управления подсистемы управления ПВО омсбр.



          При этом командир зрадн – начальник ПВО бригады будет иметь два функционально одинаковых пункта управления: свой и начальника штаба дивизиона, которые также смогут одновременно решать или одну задачу управления или две (управления текущими действиями и планирование последующих).

          Новая структура позволит централизованно управлять смешанными подразделениями ПВО, в том числе и действующих в отрыве от главных сил (необходимо отметить, что в общевойсковых дивизиях были зрп, которые управляли непосредственно зрбр).

          Расчёты АСУ, имеющиеся в настоящее время в двух дивизионах взвода управления и радиолокационной разведки, целесообразно объединить в батарею управления, которая совместит в себе функции разведывательного и информационного обеспечения подразделений ПВО.

          Отделения регламента и ремонта, технического обслуживания дивизионов целесообразно объединить и образовать два взвода (регламента и ремонта, и технический).

          Общая численность зрадн (группы батарей ПВО) в предлагаемой структуре составит 330 человек, в том числе 36 офицеров. Снижение численности на 13 человек.

          Создание системы управления ПВО бригады в предлагаемой структуре позволит уменьшить количество уровней управления с четырёх до трёх, снизив тем самым общее время, затрачиваемое на организацию ПВО бригады. При этом появляется возможность организации несения боевого дежурства по ПВО двумя сменами должностных лиц, что раньше не представлялось возможным.

Заключительная часть доклада

          Возросшие возможности средств коммуникации пунктов управления позволяют изменить их состав и порядок построения, однако без создания полноценной АСУ невозможно уточнить организационно-штатную структуру органа управления и в целом завершить преобразование системы управления. Для создания полноценной автоматизированной системы управления, кроме высокопроизводительных аппаратных средств, требуется также и наличие полнофункционального программного обеспечения.

          При подготовке указанных командно-штабных учений был разработан макет интеллектуальной системы поддержки военных действий (ИСПВД) в части автоматизации процессов планирования и управления передвижением бригады комбинированным способом. В приложении 10 в общем виде представлены задачи, решаемые при планировании передвижения бригады комбинированным способом при помощи макета ИСПВД.

Приложение 10. Карта-приказ бригаде на передвижение комбинированным способом.
Приложение 10. Карта-приказ бригаде на передвижение комбинированным способом.


     [Уважаемые читатели, здесь уместно сделать ссылку на одну из предыдущих публикаций по данной теме – "Оценка обстановки в военном деле – трансформация системы управления в схемах". В этом материале речь шла о том, что на современном этапе имеются все технико-технологические возможности изменить способ доведения задачи и перейти от текста к карте. Карта-приказ может выглядеть так, как это показано в приложении 10.


                                       


          Для более ясного понимания того, что же такое интеллектуальная система поддержки военных действий (ИСПВД), мы с молодыми ребятами из компании "Rezeptor", которая специализируется на создании качественной видео инфографики, год назад подготовили небольшой, но очень ёмкий и содержательный видеоролик. Полагаю, что просмотр этого видео позволит ответить на многие вопросы, которые неизбежно возникнут у читателей – С. Скоков]


           Макет интеллектуальной системы поддержки военных действий (ИСПВД) по планированию и управлению передвижением бригады комбинированным способом позволяет автоматизировать ряд процессов управления:

          – определять маршруты движения, районы привалов и отдыха в зависимости от условий местности;

          – осуществлять построение походного порядка всех подразделений до отдельного средства и уточнять его в зависимости от решения командира;

          – планировать перевозку бригады железнодорожным транспортом с учётом до отдельного средства.

          Возможности макета значительно снижены из-за ограничений, связанных с недостатками существующих электронных карт, средствами работы с графическими объектами, отсутствием на образцах ВиВТ унифицированных бортовых информационно-управляющих систем.

          Вместе с тем макет позволил в течение 15 минут осуществить уточнение плана передвижения бригады комбинированным способом, что в 40 раз превышает существующие нормативы и в разы увеличивает их обоснованность.
Завершение создания (или завершение соответствующего этапа создания) АСУ и определение её возможностей позволит уточнить алгоритмы решения задач управления, что в свою очередь потребует внесения изменений в организационно-штатные структуры органов управления.

          Новый вариант построения системы управления бригады потребует уточнить штатно-должностные категории специалистов контрактной службы и их роль, не выходя за существующую общую численность управлении бригады. Для чего предлагаю в ходе эксперимента определить рациональные соотношения военнослужащих контрактной и срочной службы, задействованных для обеспечения управления.

          Кроме того, целесообразно на практике исследовать возможности системы по надёжности и восстановлению нарушенного управления в случае выхода из строя соответствующих должностных лиц или сбоев функционирования средств автоматизации, определить новые способы восстановления системы управления.

          Исходя из вышеизложенного, считаю целесообразным осуществить:

          – уточнение штатного состава, функциональных задач органов управления и обеспечивающих подразделений;

          – дальнейшую апробацию новых способов построения и функционирования системы управления в тактическом звене;

          – уточнение уставных и нормативных документов в части организации управления;

          – уточнение системы подготовки специалистов, подразделений и органов управлений с учётом применения новых средств;

          – определение соотношения военнослужащих контрактной и срочной службы, задействованных для обеспечения управления.

          Предлагаю: далее в докладе приводились конкретные мероприятия со сроками их реализации.

          Прошу рассмотреть. При Вашем согласии указание о проведении дополнительных исследований прошу подписать.


ВРИО Главнокомандующего
Сухопутными войсками
генерал-лейтенант
С.Скоков

« 30 » ноября 2010 года


Читайте также:
Оценка обстановки в военном деле - часть первая
Оценка обстановки в военном деле - часть вторая
Оценка обстановки в военном деле - часть третья: доклад для НГШ [генеральная линия]
Оценка обстановки в военном деле - часть четвёртая: доклад для НГШ [генеральная линия]
Оценка обстановки в военном деле - часть пятая: доклад для НГШ [генеральная линия]
Оценка обстановки в военном деле - трансформация системы управления в схемах

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments